Образовательные стандартыФедеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования на сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение проблемы на сайте института развития образования Республики Башкортостан - http://irorb.ru. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества МР Кугарчинского района Республики Башкортостан на 2019 – 2020 учебный год
Принят пед.советом 30.08.2019 г. Утвержден приказом директора МБОУ ДО ЦДТ Протокол № 1 от "30" августа 2019 г. Хафизова С.Я. приказ №27 от "30" августа 2019 г.
МБОУ ДО Центр детского творчества
II. Аналитическое обоснование программы Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Центр детского творчества Кугарчинского района Республики Башкортостан разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом 0т 01.07.2013 № 696-ФЗ «Об образовании в Республике Башкортостан», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27.11.2013 № 30468, Уставом МБОУ ДО Центр детского творчества.МБОУ ДО Центр детского творчества Кугарчинского района Республики Башкортостан – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей. В настоящее время МБОУ ДО Центр детского творчества предоставляет дополнительное образование по 3 направлениям: - художественно – эстетическое; - спортивно- техническое; - культурологическое - физкультурно-спортивное - научно техническое. В содержании деятельности МБОУ ДО Центр детского творчества выделяются пять основных, тесно взаимосвязанных направлений:
Профессионально - педагогическое сообщество МБОУ ДО Центр детского творчества организует учебную, воспитательную, организационно-массовую деятельность посредством реализации образовательных программ разных типов, нацеленных на создание условий для самореализации и развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения личности.
Программное обеспечение образовательного процесса Педагоги дополнительного образования разрабатывают дополнительные общеобразовательные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. Образовательный потенциал программ отличается широким спектром возможностей для выбора ребенком своего пути обучения, творческого развития. Именно поэтому в арсенале педагогических технологий, в копилке педагогического опыта Центра детского творчества находят свое отражение те направления и дополнительные общеобразовательные программы, которые способствуют дальнейшему совершенствованию образовательного процесса, создают условия для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности.
Сегодня в МБОУ ДО Центр детского творчества реализуются 13 дополнительных общеобразовательных программ. Из них:
Реализуемые учреждением дополнительные общеобразовательные программы обеспечивают возможную полноту всего образовательного процесса учащихся различных возрастных групп, создавая содержательную и технологическую преемственность этапов обучения. Содержание всех программ соответствует: - определенному уровню образования; - современно-образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность), в формах и методах обучения, методах контроля образовательным процессом. - культурно-национальным особенностям региона; Содержание дополнительных общеобразовательных программ направлено на: - создание условий для развития личности; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия; - приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; - создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения; - интеллектуальное и духовное развитие личности; - укрепление психического и физического здоровья и др. В основе образовательной деятельности заложены здоровье сберегающий, компетентностный, личностно – ориентированный подходы. Такой акцент не случаен, он определен всей предшествующей деятельностью коллектива, возможностями и интересами педагогов, администрации, и совпадает с современным социальным заказом общества, тенденциями развития муниципальной системы образования в районе, потребностями родителей и детей, обучающихся в ЦДТ. Образовательный процесс в МБОУ ДО Центр детского творчества строится с учетом запросов детей, их родителей, социального заказа общества и осуществлялся с учащимися от 5 до 18 лет. МБОУ ДО Центр детского творчества ведет активную работу по созданию условий для творческого развития личности ребенка, используя при этом инновационные и современные технологии. Одним из показателей качества освоения дополнительной общеобразовательной программы учащимися являются результаты участия в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, выставках и др. Всероссийские конкурсы- 1 Межрегиональные конкурсы:-14 Республиканские – 7 Районные - 15 Воспитательная деятельность Цель воспитательной работы - создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Совместная творческая деятельность учащихся и педагогов дополнительного образования реализовывается по различным направлениям: духовно – нравственное, спортивно – оздоровительное, гражданско - патриотического, художественно –эстетическое , экологическое: Традиционные мероприятия для учащихся и гостей:
Особое место в воспитательной работе отводится мероприятиям по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде. Все проводимые массовые мероприятия в МБОУ ДО Центр детского творчества способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, воспитанию у них культуры общения и поведения, гражданской ответственности, патриотизма, уважения к старшему поколению, формированию экологической культуры. Работа с семьей Высокая результативность деятельности детских творческих объединений невозможна без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Определяющая цель в работе с родителями – установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности. В практике работы МБОУ ДО Центр детского творчества определились разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей: Неделя открытых дверей, родительские собрания в детских творческих объединениях, индивидуальные консультации, праздничные программы, отчетные концерты, конкурсные программы, информирование родителей через постоянно действующий стенд «Для вас, родители» и др. Кадровая ситуация Характеристика кадрового состава
Особое внимание уделяется аттестации работников Центра детского творчества и повышению квалификации. - высшая-3 - первая - 6 Курсы повышения квалификации за последние 3 года -7 Звания, заслуги, награды: «Отличник образования РБ» - 2; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации – 1.
III. Миссия МБОУ ДО Центр детского творчества, Стратегические цели 3.1.Стратегическая цель: Развитие направлений деятельности учреждения в целях воспитания здоровой, активной, творческой личности ребенка, способной к определению собственного места в окружающем мире средствами обеспечения доступности и высокого качества образования, адекватного социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Республики Башкортостан, Кугарчинского района на основе повышения эффективности и открытости образовательной деятельности. 3.2. Нормативно-правовое и документационное обеспечение работы МБОУ ДО Центр детского творчества: Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности основано на:
Федерации»;
2013-2020 годы;
выявления и развития молодых талантов;
Функционирование Центра детского творчества основано на программно-целевом планировании образовательного процесса, который обеспечивает перспективная и ежегодная плановая и аналитическая документация:
IV. Образовательная программа МБОУ ДО Центр детского творчества 4.1. Цель и задачи программы Образовательная программа МБОУ ДО Центр детского творчества является основным регламентирующим документом, построенным на основе дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, реализуемых в учреждении. Ключевая особенность дополнительного образования – это добровольность выбора деятельности из имеющихся альтернатив. В МБОУ ДО Центр детского творчества реализуются три направления дополнительного образования детей: 1. художественно – эстетическое; 2. культурологическое; 3. техническое. Благодаря разнообразию направлений дополнительной образовательной деятельности в МБОУ ДО Центр детского творчества, учащиеся могут выбирать то, что соответствует их природе и помогает удовлетворить их интересы.
Цель образовательной программы ЦДТ: создание психолого-педагогических и организационно-методических условий, обеспечивающих развитие, самореализацию и самоопределение личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач: - Содействовать расширению спектра предоставляемых образовательных услуг; - Обеспечить эффективную и качественную реализацию учебного плана в учреждении; - Создать условия для активизации научно-исследовательской деятельности в детских творческих объединениях; - Усилить работу над качеством образовательного процесса в детских творческих объединениях посредством полного перехода на программное обеспечение и анализ учебных занятий, создание и реализацию педагогических проектов; - Активизировать участие творческих коллективов в различных конкурсах, соревнованиях на уровне города, республики и т.п.; - Содействовать информационной открытости МБОУ ДОД Центр детского творчества; - Создать условия для укрепления и расширения материально-технической базы образовательного процесса.
Принципы Образовательной программы Основой Образовательной программы в системе дополнительного образования детей являются следующие принципы:
Использование данных принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, выработать стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику.
4.2 Организация образовательного процесса
Процесс обучения в МБОУ ДО Центр детского творчества представляет собой специально организованную деятельность педагогов дополнительного образования и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. В основе учебно-воспитательной работы лежит взаимосвязь и взаимодействие всех структур коллектива: педагогов, учащихся, родителей, администрации. Организация учебно-воспитательного процесса в МБОУ ДО Центр детского творчества характеризуется следующими особенностями: - обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; - обучение организуется на добровольных началах по интересам; - детям предоставляются возможности сочетать различные направления деятельности и формы занятий; - допускается переход учащихся из одной группы в другую; - допускается обучение детей в нескольких творческих объединениях одновременно, но не более чем в 2 – х детских творческих объединениях. Учебный год в МБОУ ДО Центр детского творчества начинается с 1 сентября. Заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года составляет 37 недель. Продолжительность учебной недели – 5 дней. В праздничные дни – нерабочие дни в рамках действующего трудового законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. Продолжительность учебного дня – 14.00. –17.30. Продолжительность учебного занятия соответствует академическому часу и устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки детей с учетом СанПиН 2.4.4. 3172-14 - перерыв между учебными занятиями составляет 10 минут. - в целях реализации здоровьесберегающего подхода при организации образовательного процесса во время учебных занятий в обязательном порядке предусмотрены физкультурные паузы. Деятельность детей в МБОУ ДО Центр детского творчества осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных детских творческих объединениях и учебных групп в них. Количество групп в детском творческом объединении зависит от нагрузки педагога. Количество учащихся в объединении определяется с учетом санитарных норм: - объединения технической направленности: оптимальная численность 12 человек, допустимая 15 человек, с учетом используемых площадей группы 12-15 человек; - объединения с использованием компьютеров: оптимальная численность 12 человек, допустимая 15 человек, с учетом используемых площадей группы 10-15 человек; - объединения художественно - эстетической направленности_
- объединения прикладного творчества: оптимальная численность 12 чел. – допустимая 15 чел, с учетом используемых площадей группы 12-15 человек; - индивидуальное обучение талантливых детей – 1-8 чел., МБОУ ДО Центр детского творчества также организовывает учебный процесс по индивидуальному учебному плану в форме индивидуальных занятий с учащимися в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Занятия в индивидуальной форме проводятся с:
Занятия проводятся по группам или индивидуально. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются дополнительной общеобразовательной программой педагога дополнительного образования, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут, при проведении занятий с детьми дошкольного возраста продолжительность занятия может сокращаться до 20 минут. После 20 – 45 минут занятий устраивается перерыв длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Количество занятий в день: - дошкольный возраст – 1 академический час: - младший школьный возраст – 1-2 академических часа; - средний и старший школьный возраст 1-3 академических часа - индивидуальные занятия: 05-3 академических часа. Недельная нагрузка на ребенка: - дошкольный возраст – 1-3 ч. - младший школьный возраст – 1 – 4 ч. - средний и старший школьный возраст - 1 – 6 ч.
- дошкольный возраст – 36- 108ч. - младший школьный возраст –36 –144ч. - средний и старший школьный возраст - 36 – 216 ч.
4.3.Учебный план
Учебный план на 2019-2020 учебный год
4.4. Структура образовательной программы Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; - формирование у учащегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в МБОУ ДО Центр детского творчества, в первую очередь, является обеспечение развития, обучения, воспитания детей. В связи с чем, содержание дополнительных общеобразовательных программ соответствует: - достижениям мировой культуры, российским традициям, ку |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||